Администрация Толстихинского сельсовета
Наименование муниципального образования

Новости Росреестра с 01.05.2024 - 16.05.2024г.

Новости Росреестра с 01.05.2024 - 16.05.2024г..

Как стать законным хозяином заброшенного участка?

В любом населенном пункте будь то город, сельское поселение или СНТ есть бесхозные участки земли. Поэтому у граждан часто возникает вопрос, можно ли использовать такие участки и оформить право собственности на них.

Независимо от того, где находится заброшенный участок (в деревне, садовом товариществе или на городской территории), существует несколько легальных способов оформить его в собственность.

Согласно ст. 16 Земельного кодекса РФ, если у участка нет владельца — частника или юридического лица, — он считается государственной или муниципальной собственностью. Поэтому необходимо найти собственника и попытаться выкупить у него участок. Только с правообладателем можно решать вопросы о покупке или аренде участка, предварительно проверив правоустанавливающие документы на землю и постройки на ней.

Бывают случаи, когда хозяева отказываются от собственности добровольно: тогда они должны обратиться в органы регистрации с заявлением об отказе от участка. Эта процедура бесплатная. Заявление можно подать через МФЦ.

Получив заявление, Росреестр зарегистрирует прекращение права собственности на участок. Затем земля перейдет муниципальным или региональным властям, на чьей территории находится участок, его выставят на торги или передадут в аренду новому собственнику.

Если участок не используется более трех лет или используется с нарушением разрешенного назначения земли, то заинтересованное лицо может обратиться в администрацию муниципалитета с жалобой. Орган местного самоуправления после рассмотрения заявления обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего использования. Затем, когда участок станет собственностью муниципального образования, его можно будет оформить в частную собственность.

Если собственник земельного участка умер, то имущество должно перейти наследникам, а при их отсутствии – в собственность муниципалитета как выморочное.

Еще один способ стать законным владельцем бесхозного земельного участка – по приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ). Согласно этому принципу гражданин, не являющийся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющей им как своим в течение 15 лет, приобретает право собственности на это имущество.

В случае с заброшенным участком главное препятствие – добросовестность владения (гражданин не должен знать, что собственником участка является другое лицо). Именно с этим условием возникают трудности: если запись о собственнике есть в ЕГРН, его выполнение становится невозможным. Но если правообладатель участка в ЕГРН не внесен, то добросовестность можно доказать.

Из всего перечисленного следует сделать вывод, завладеть заброшенным участком быстро можно только одним способом: найдя владельца и заключив сделку купли-продажи или аренды. Если же возникает соблазн обойти законодательные нормы и начать пользоваться землей без оформления, стоит помнить: самовольное занятие участка грозит административным штрафом (ст. 7.1 КоАП РФ). Для физических лиц это 1–1,5% от кадастровой стоимости (но не менее 5 тыс. руб.), а если кадастровая стоимость не определена — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Расширен перечень лиц, обладающих льготами при уплате государственной пошлины

С 22 апреля 2024 года расширен перечень лиц, обладающих льготами при уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав на объекты недвижимости. Изменения в законодательстве произошли в связи со вступлением в силу Федерального закона от 22.04.2024 № 88-ФЗ «О внесении изменений в статьи 333.35 и 333.38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Законом установлено, что от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности освобождаются физические лица при наследовании недвижимого имущества лиц: - погибших в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей либо с выполнением долга гражданина Российской Федерации по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка; - погибших (умерших) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в результате обстрелов, взрывов и (или) разрушений со стороны вооруженных формирований Украины и (или) террористических актов; - подвергшихся политическим репрессиям. Отметим, что к числу погибших относятся также лица, умершие до истечения одного года вследствие ранения (контузии), заболеваний, полученных в связи с вышеназванными обстоятельствами (подпункт 19 пункта 1 статьи 33.35 НК РФ). Действие данных норм распространяется на правоотношения, возникшие с 04 января 2024 года.

Письмо Росреестра от 03.04.2024 № 13-00306/24

Позиция Росреестра по вопросу наличия у ППК "Роскадастр" полномочий по приему заявлений о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение

✍ В Письме Росреестр поясняет, что согласно п.7 ч.3 ст.3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей относится к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им ГКУ и госрегистрации прав.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Росреестра от 15.03.2023 N П/0086.

Ч. 2 ст. 3.1 Закона N 218-ФЗ установлены полномочия и госуслуги, оказываемые ППК "Роскадастр", и принятие ППК "Роскадастр" на учет объектов недвижимости в качестве бесхозяйных не предусмотрено указанной статьей.

❗ Таким образом, прием заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение не относится к полномочиям ППК "Роскадастр".

С заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества обращаются уполномоченные органы в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Порядок уплаты государственной пошлины при переходе права собственности

Порядок уплаты государственной пошлины при переходе права собственности по нотариально удостоверенному договору об отчуждении объекта недвижимости

Положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрена возможность обращения за осуществлением регистрационных действий на основании нотариально удостоверенного договора (например, договора купли-продажи) любой его стороны. Иными словами, с заявлением о государственной регистрации прав на основании договора купли-продажи может обратиться как покупатель, так и продавец.

Если за государственной регистрацией прав обращается продавец, то такое лицо представляет вместе с необходимыми документами только заявление о государственной регистрации перехода его права.

Если за государственной регистрацией прав обращается покупатель, то такое лицо представляет вместе с необходимыми документами только заявление о государственной регистрации его права (например, права собственности).

Независимо от обратившейся стороны Росреестр осуществляет регистрационные действия в отношении обеих сторон договора: государственную регистрацию перехода права продавца и государственную регистрацию права собственности покупателя.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) за государственную регистрацию возникающего права приобретателя по договору взимается государственная пошлина.

В этой связи возникает вопрос о том, подлежит ли уплате и в каком размере государственная пошлина, если за осуществлением регистрационных действий на основании нотариально удостоверенного договора с заявлением о государственной регистрации перехода права обращается лицо, отчуждающее объект недвижимости (продавец).

Согласно разъяснению Минфина России (письмо Минфина России от 09.04.2024 № 03-05-04-03/32696) государственная пошлина должна быть уплачена лицом, обратившимся с заявлением (в данном случае отчуждателем объекта недвижимости), в размере, установленном соответствующим подпунктом пункта 1 статьи 333.33 НК РФ в интересах лица, чье право возникает (регистрируется) на основании нотариально удостоверенного договора (то есть лица, приобретающего объект недвижимости).

Росреестр разъясняет: почему важно указывать номер СНИЛС при обращении за услугами Росреестра

Часто заявители спрашивают, почему объект недвижимости не отображается на Госуслугах. Одна из причин - отсутствие СНИЛС в ЕГРН.

Номер СНИЛС в ЕГРН необходим, в первую очередь, для самого правообладателя. СНИЛС в реестре даёт возможность отображения объектов на Госуслугах или в личном кабинете на сайте Росреестра, а также позволяет оперативно и безошибочно предоставлять информацию при обращении за госуслугами Росреестра, например, за выпиской из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся и имеющиеся у него объекты недвижимости.

Наличие в ЕГРН информации о СНИЛС поможет исключить отражение в выписке объектов недвижимости, принадлежащих тёзкам правообладателя – другим лицам с такой же фамилией, именем, отчеством и датой рождения. Поэтому собственникам следует актуализировать в ЕГРН не только контактные данные о себе (телефон и электронную почту), но и внести сведения о СНИЛС. Сделать это можно в МФЦ путем подачи заявления или в личном кабинете на сайте Росреестра (rosreestr.gov.ru).

Вопрос-ответ: какие бывают виды нарушений земельного законодательства и за что могут оштрафовать владельцев земельных участков?

К самым распространенным нарушениям земельного законодательства относятся:

-самовольное занятие земельного участка (так называемые, самозахваты, или использование чужой земли без предусмотренных законом оснований)

- нецелевое использование земель, то есть использование участка не в соответствии с установленными для него целевым назначением и (или) видом разрешенного использования. Например, земельный участок имеет вид разрешенного использования «личное подсобное хозяйство», но на земельном участке собственник открыл магазин – это нарушение.

- неиспользование земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, то есть если такие земельные участки не используется в течение установленного законодательством срока. Заброшенные участки создают угрозу стихийных свалок, зарастания сорной травой и пожаров, что приводит к негативным последствиям для собственников соседних участков.

По результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий инспекторы составляют акты. В случае выявления нарушений после проведения проверки нарушителю выдаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. Инспектором после проведения контрольного (надзорного) мероприятия и в случае выявления нарушения может быть составлен протокол об административном правонарушении.

Размер штрафа зависит от вида нарушения, кадастровой стоимости земельного участка, на котором оно допущено, а также от того, кто его допустил: юридическое лицо, физическое лицо или должностное. Если кадастровая стоимость такого земельного участка не определена, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) устанавливает минимальную и максимальную сумму штрафа.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie